aviagr

Categories:

Концепция комплексной охраны прибрежной и экономических зон

   При разработке палубного патрульно-досмотрового катера сначала встал вопрос о его носителе, а затем и системе спуска-подъема с воды, что навело на мысль не предлагать отдельно «рельсы/шпалы», а предоставить Заказчику сразу решение охраны береговой линии и морской экономической зоны «под ключ» из полностью собственных изделий, как экипажных, так и роботизированных.

   Сначала рассмотрим всю концепцию целиком, чтобы у вас в голове отложились граничные условия и параметры отбора оптимума — на основании которых и будет выстраиваться вся логическая цепочка создания необходимых отсутствующих технических решений (часть роботизированных смело можно использовать из предыдущего багажа знаний). Впопыхах (ну это и ежу понятно — любимая поговорка одного из моих бывших преподавателей по линейной алгебре) какие-то из характеристик могу опустить, что затем не возбраняется восполнить при обсуждении материала в комментариях.

   Начнем, помолясь. Задачи БОХР однотипны практически для всех стран: защита, охрана и оборона водных рубежей (береговая охрана) государственной границы, а также биологических ресурсов внутренних морских вод и исключительной экономической зоны. Небольшие специфические различия накладывают климатические условия (напр., замерзание водоемов), национальные обычаи и трактовка международных договоров (спорные территории). Последних пока касаться не будем, рассчитывая на общий однообразный мировой рынок в 85...90%.

   Естественно, чем больше береговая линия (да еще с множеством островов!) и вреднее соседи — тем насыщеннее должна быть и оборона с многоуровневым дублированием и подстраховкой разносредными аппаратами. Но все равно просматриваются два основных рубежа: ближний, где чаще придется утихомиривать местных разгильдяев, а также бороться с диверсантами и попытками минных постановок; и дальний — у границы экономической зоны для отлавливания браконьеров, контрабандистов и носителей тех самых диверсантов и мин. Это будет сказываться на конкретном оборудовании, устанавливаемом на унифицированных катерах, и способах патрулирования в районах дежурства.

   Большая нагрузка будет возлагаться на роботизированные средства, т.к. воздушным беспилотникам сверху проще обозревать пространства на большой площади, а вот подводные объекты станут выискивать специализированные АНПА с высокой автономностью и длительностью работы. Однако в обоих случаях идентификацию, оценку правомерности нахождения в зоне ответственности данного государства (в шторм чужим судам разрешается укрываться в ряде прибрежных акваторий), а уж тем более предупредительный огонь (и на поражение), как и досмотр судов могут проводить лишь экипажные наряды. Опять же, охрана самих роботизированных устройств от кражи и повреждения противником, буксировка к месту ремонта вышедших из строя и обработка добываемой роботами информации — все это надлежит осуществлять людям, по крайней мере в ближайшее десятилетие.

   Исходя из задач (в совокупности с помощниками-роботами) вырисовывается небольшой патрульный катер длиной 8...10м с минимальным экипажем в 3-4 человека (но опционально с возможностью полного роботизированного управления — уже для военного времени, подробности чуть позже), как раз для досмотровой группы в 2-3 представителя под прикрытием 14,5мм пулемета КПВ на основном катере. Миниатюрность и минимизация габаритов требуется для снижения расходов на топливо и денежное вознаграждение служивым. Для пущей экономии нести вахту на дальних рубежах можно в дрейфе, пополняя запасы воды, продуктов и смены экипажа парусниками «Баттерфляй». Скорость (и вообще движение) патрульнику нужна лишь для перехвата нарушителя (и возврат в район дежурства при сносе ветром/течением).

   Оперативный дозор будет осуществляться БПЛА, запускаемыми с самого катера (и периодическими пролетами контролирующих «Утконосов» — во избежание сговора ряда должностных лиц с контрабандистами). Конструкция данного беспилотника намечается быть интересной: среднее между «тейлситтером» и «Шершнем» с гибким крылом. Запуск с дополнительной катапульты или пневмопушки, а посадка (после израсходования большей части топлива) — по конвертопланному, «на хвост». То есть тяги двигателя для полностью загруженного БПЛА не хватает (и не надо — пойдем другим путем: применим «волшебный пендаль»), а вот снизить скорость посадки крайне важно.

   Ввиду малых размеров патрульного катера, практически половину которого будет занимать досмотровый, требуется предусмотреть двоякое использование его спуско-подъемного механизма и как катапульты и сеткодержателя для смягчения приземления «тейлситтера». Комплексное решение данной задачи и является технической изюминкой всей разработки. Зато в конечном счете мы должны получить (вместе с проектным бюро Стратегического партнера) универсальный патрульный катер с широкими возможностями по разумной цене, что позволит оснастить БОХР любого государства сотнями (если не тысячами) таких катеров. А в совокупности с роботизированными устройствами они смогут обеспечить надежную охрану побережья, участвовать в десантных операциях в качестве буксировщиков и противостоять нападению чужого флота, сменив досмотровый катерок на контейнер с ракетами плюс везя на прицепе ракетную ПУ за собой. Так можно нарастить боевую группировку системы ПЛО «Облава» в угрожаемый период в кратчайшие сроки. Причем, уже в безэкипажном исполнении... опционально.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded