aviagr

Categories:

Подводная ботва

Схема проведения испытаний. Harbin Engineering University
Схема проведения испытаний. Harbin Engineering University

   Недавно Китай раскрыл ряд данных о давнишних «секретных» испытаниях ПЛО с помощью некой подводной роботизированной системы — самостоятельный поиск и пуск торпеды в направлении выбранного «мозгами» ИИ UAV'а объекта. Попробуем проанализировать эти скупые крохи информации с технической точки зрения в сравнении с моими намечающимися изделиями, особенно близкого по замыслу «Бегемотика». В комментариях к оригиналу статьи идет взбудораженное обсуждение вероятного прогресса китайского устройства за прошедшие 10 лет — вплоть до уровня «звезды смерти». Однако я склонен к обратному выводу: как раз застой в совершенствовании аппарата и вынудил его разработчиков «вбросить в массы иллюзорную надежду», чтобы на волне хайпа попытаться выбить еще денег у разочарованного пробуксовкой проекта Заказчика.

   Если я правильно определил масштабную сетку приведенной карты: 200х200м, то расстояние захвата цели ГАС АНПА составило всего полкилометра, что не является впечатляющим результатом даже в сопоставлении с характеристиками обычных торпед и глубинных бомб (типа «Загон»). Впрочем, нам неизвестны энергетические параметры источника шума — от которого и зависит полноценное распознавание цели в пассивном ГА-режиме. Но вряд ли китайские ученые могли здесь совершить революцию.

   Алгоритм спиралеобразного поиска ПЛ также хорошо известен и присутствует у большинства противолодочных средств с воздушной доставкой (гравитационных бомб и ракето-торпед). Особый интерес представляет время автономной работы, но если верить словам конструктора этого поделия о приводе на основе энергии литиевых батарей, то импортные аналоги показывают достаточно скромные результаты в пару-тройку суток (в движении). Имеется вопрос и к диаграмме направленности ГАС: судя по траектории вряд ли она составляет 360град. Увеличить эти характеристики можно за счет внедрения топливных элементов (водород и кислород), а также установкой всеракурсных антенн: это усложнит и удорожает эксплуатацию устройства, а с учетом необходимой массовости — и количество аварий с кислородной заправкой.

   Размещать базы подобных «подслеповатых охотников» рядом с районами дежурства собственных ПЛ чревато болезненными «самострелами». Вынос пунктов обслуживания на удаленные острова в Ю-Китайское море даст шанс вероятному противнику захватить для изучения полноценный экземпляр в нейтральных водах, а в случае конфликта — организовать слежение и превентивно уничтожать АНПА, выходящие из плохо охраняемых баз. В общем, даже концептуально идея малопригодна для охраны береговой линии Китая.

   Единственный дееспособный вариант применения «блуждающей торпеды» возможен при засадной тактике, когда в угрожаемый период (еще до начала боевых действий) к базам противника выдвигаются полчища подобных АНПА, поджидающих ПЛ на маршрутах развертывания. В этом случае все упирается в расторопность средств ПМО противника и его отвлекающих маневров (имитаторов ПЛ, типа «Суррогата»). И здесь ключевыми решениями противоборства могут быть распределенные сети моих роботизированных устройств на качкоходах «Мотыль» и «Балаба».

   Итак, подведем итоги:

  1. Чисто «аккумуляторный» вариант конструкции роботизированного носителя торпеды (-ед) имеет малое время функционирования, как и дальность автономного перемещения с ограниченными поисковыми способностями пассивного типа.
    Оптимальное решение — распределенная сеть «Баттерфляев» с ГА оборудованием поиска в широком диапазоне частот (низких и высоких) и «Мотылей» с «Оборотнями».
  2. Охрана побережья вооруженными аппаратами в зонах курсирования собственных ПЛ и оживленного судоходства чревата непредвиденными авариями и несчастными случаями.
    Оптимальное решение — связка поисковой сети безоружных «Патефонов» (в т.ч. и против подобных малых АНПА) и расположенных в своих терводах либо под охраной ВМС роботизированных «Мандолин» с БПЛА-носителями торпед и ложных целей для увода антиторпед.
  3. Переход на топливные элементы с многочисленной номенклатурой устройств потребует значительных капитальных вложений в береговую инфраструктуру с повышенной культурой эксплуатации заправки баков кислородом.
    Оптимальное решениедизель-электроходы с частичным глайдерным движением (особенно с восточной стороны Японии) в сочетании с надводными роботизированными средствами навигации и связи в виде глайдеров и «Водомерок».
  4. Боевое дежурство в международных водах сопряжено с опасностью захвата АНПА (Китай в этом не одинок) либо преднамеренного повреждения силами ПМО сопредельных государств.
    Оптимальное решение — разделение боевых средств на следящую и ударную компоненты, как в системе ПЛО «Облава» с патрулированием зон ответственности гидро-БПЛА «Утконос».

В общем, если стоит задача по блокированию единичных ПЛ Тайваня — то тут все средства хороши, даже такие допотопные, как в Харбинском университете... Однако если Китай намеревается сдержать натиск объединенных сил АСЕАН (США, Япония, Австралия и примкнувшие) — тогда надо готовить более эшелонированную оборону, где противника лучше встречать вдали от возможного рубежа открытия им огня...

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded