aviagr

Categories:

Потеря устойчивости для достижения стабильности...

   Вот так, иногда чтобы получить новое качество для своих робототехнических устройств нужно впасть в детство... Старшее поколение еще помнит 35-мм фотографические перфорированные по краям пленки, свернутые в маленькие бобиночки, зачастую сразу в кассете с высунутым подрезанным округлым язычком. Если пленка засвечивалась или еще каким образом оказывалась дефектной, то мы мастерили из них сворачиваемые трубочкой «шпаги» и изображали мушкетеров на переменках в школе, устраивая бесшабашные фехтования. При появлении строго учителя «шпага» мгновенно исчезала под собственной упругостью обратно в форму небольшого цилиндрика — ну прям как световой меч джидая!

   Еще можно было получить из фотопленки своеобразную «саблю», чуть изогнув ее в кулаке эмульсией наружу (против заводской деформации вовнутрь) — тогда она могла удерживать прямолинейную форму за счет сложной выпукло-вогнутой упругой поверхности на значительной длине. Позже я, уже изучая сопромат, узнал, что подобные «изгибы» называются потерей устойчивости оболочки. И вот данный эффект я намереваюсь использовать в своем кайте-крыле для глайдера «Полторашки».

   Неуправляемому с помощью струн кайту, как и воздушному змею, требуется достаточно длинный хвост (заднее оперение) для поддержания стабильного угла атаки при порывах ветра (к которым у нас добавляется волнение водных масс), чтобы парить в небе без частых падений. Слишком мягкий податливый материал такого «стабилизатора» (ткань, лента) будет приводить к излишней вибрации кайта-крыла из-за «хлопунов» на оперении. Вдобавок, при сворачивании аэродинамической миссии и погружении глайдера в глубину гибкий хвост может запутаться на корпусных выступах глайдера (или крыла), что не позволит выпустить его снова — т.е. я не хочу уже на этапе проектирования закладывать нестабильный элемент с непредсказуемым поведением, снижающим общую надежность устройства.

   А всплывшее из глубин памяти «детское изобретение» уже обеспечивает необходимую жесткость оперения и компактное его сворачивание в небольшой рулон. Конечно, даже такое приспособление добавляет гидродинамическое сопротивление для движения глайдера в воде, но зато позволит наделить его новым функционалом, надеюсь, многократного использования. В таком виде кайт-крылом с ОЭС можно оснащать и плавучие «Заставы», как и наземные «Гусиные шеи» с «Кронверками».

   Теперь останется только решить проблему с тонким прочным кабелем-тросом для энергопитания оптико-электронных систем на кайте-крыле и передачи информации на глайдер по оптоволокну. Например, для наведения торпеды «Зустрич» на вражеский корабль или крылатые ракеты на АУГ, либо прием и передачу секретной информации с берега на подводные устройства и ПЛ. Впрочем, эти задачи уже по силам «ПТУшникам» из ВУНЦ ВМФ и «Крыловского» — а у меня есть более глобальные проблемы для приложения своих незаурядных способностей...

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded