aviagr

Listens: Парус, порвали парус

Categories:

Парус, помяли парус! Бахус, виновен бахус...

The Reefable and Furlable Automated Wingsail VPLP Design Oceanwings
The Reefable and Furlable Automated Wingsail VPLP Design Oceanwings

   Для возвращения коммерческому торговому флоту парусного оснащения за рубежом прилагают большие усилия, которые связаны не столько с удешевлением перевозок (экономией топлива), как со снижением выбросов презираемого фанатичными экологами «ненавистного» оксида углерода СО2. И если на суше уже наметились тенденции перевода автотранспорта на электричество и водородные топливные элементы, то морские суда только-только пробуют на вкус СПГ для частичного замещения соляры. А ведь они в общем объеме перевозок составляют около 80% по тоннажу!

   Множественные исследования, диссертации, патенты по парусной теме «вращаются» вокруг ограниченного числа технических решений, которые и пытаются усовершенствовать для получения такелажного оснащения, удовлетворяющего основным требованиям судовладельцев. Ведь без дотаций или «стимулирующих» штрафов от парусов на современных судах одни лишь проблемы. И хоть заявляются грандиозные проценты сокращения потребления топлива до 40-50%, но реальные цифры эксплуатации пока гораздо скромнее: 2-8%, т.е. на уровне статистической ошибки эксперимента.

   Озабоченные «чистотой природы» (а не финансированием собственных никчемных разработок, как может показаться со стороны обывателя) визгливые «ученые» объясняют такие удручающие результаты малой площадью парусов и жесткими условиями контрактов по времени доставки груза. Здесь есть свой резон: ведь парусами (в т.ч. вращающимися а-ля «цилиндры Флетчера») оснащаются изначально не приспособленные для их установки суда, что влечет перепроектирование плотной палубной компоновки. А высокая скорость, развиваемая винтами пропульсивных движетелей, уменьшает добавку от попутного ветра, но в в определенные моменты и тратиться на дополнительное аэродинамическое сопротивление гигантского такелажа — при его встречном направлении, что обнуляет экономию.

   И вот уже борцы за экологию требуют законодательно снизить требования поставщиков к транспортным компаниям по скорости перевозок товаров длительного хранения, дабы те в свою очередь могли использовать энергию ветра максимальным образом. Одновременно пытаются побудить проектные фирмы и судостроительные компании на разработку морского транспорта с априорной установкой парусного вооружения. На этой «волне» стали появляться телескопические жесткие крыльевые паруса и «сжимаемые» гармошкой (на картинке вверху) в дополнение к уже набившим оскомину убогим вращающимся роторам Флетчера. Экзотические парашютные системы и воздушные змеи пока так и остаются уделом пытливых умов изобретателей на радость корабельным экипажам, не желающих иметь лишнюю головную боль от эксплуатации всего этого безудержного «фейерверка инноваций».

   Как я неоднократно упоминал, у меня уже есть в заделе несколько абсолютно новых вариантов парусов, в основном ориентированных на роботизированные аппараты — где надежность и малое потребление энергии важнее аэродинамических коэффициентов. Однако в «Баттерфляе» я был вынужден вернуться к истокам реальных «тканевых» парусов древности, непреминув вдохнуть в них свежую струю воздуха.

   Отдача от любого паруса зависит от его площади — следовательно, необходимо ее максимально нарастить, согласуясь с техническими возможностями плавательного средства (+25...30%). И второе: «выжать» из пролетающего снаружи ветра по-больше его дармовой энергии... с помощью конструктивных ухищрений (3...5%)! Третье свойство, немаловажное в реальной эксплуатации — сохранение целостности такелажа и плавучести судна в штормовую погоду. Четвертое требование утилитарного «ТЗ»: абсолютная автоматизация процесса постановки/уборки парусов с дублированием ручным приводом (в случае отказа механизмов). И при всем при этом желательно иметь совокупную низкую себестоимость входящих элементов.

   Я надеюсь, что изобретенный мною парус для «Баттерфляя» удовлетворяет всем перечисленным условиям. Остается вопрос с масштабированием данного решения на суда большого водоизмещения и размерности — тут могут всплыть негативные нюансы... Впрочем, мы не станем заранее «бояться и опускать руки», ведь кроме паруса на «Баттерфляе» еще будет испытан ветрогенератор (частично унифицированный с «Водомеркой») — может вместо затрат энергии на привод роторов Флетчера мы обеспечим электродвижение парусами в виде ветрогенераторов!? Какие широкие перспективы тогда откроются для прозорливого и щедрого Стратегического партнера!

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded