aviagr

Categories:

Так ВНЭУ или КЗЭУ?!

   Почти два десятилетия прошли в разглагольствованиях о «вот-вот скором появлении» отечественной воздухо-независимой энергетической установки (ВНЭУ) для подводных лодок. И слова исходили из уст не абы кого, а руководителей якобы ведущих и маститейших российских компаний «Рубин», «Малахит» и «Крыловский НТЦ». Зазомбированные форумные завсегдатаи восторженно пускали слюни-сопли в предвкушении «обгладывания» технических подробностей эксклюзивных «неимеющиханала» (по ежегодным обещаниям прессы) данных секретных установок.

   Затем стали появляться невнятные бормотания о том, что аккумуляторные батареи на основе соединений лития гораздо перспективнее, а ВНЭУ и Стирлинги уже «прошлый век» - но после аварии на «Лошарике» и в этой теме фанфары быстро затихли... Зато стали раздаваться громкие удары в хилую грудь ОСК, что, мол, мы «тянем лямку за свой счет» в инициативном порядке (забывая о полученных до этого миллиардах на НИОКРы), но пока пусть МО заказывает надежные «Варшавянки», а более совершенные (или уже нет? пристрастия меняются, прям как Колобок с горки: голова-*опа, голова-*опа) «Лады» с «Калинами» подождут лучших времен. Вот согласятся ли ждать индусы со своим тендером на неатомные ПЛ с весьма жесткими требованиями по автономности — или снова крупный экспортный контракт пройдет мимо нашего практически полностью «самоедского» ВПК...

   Два года назад после публикации статьи о двигателе Стирлинга на энергии Солнца для своей «Балабы», ко мне было несколько «недвусмысленных подкатов» с предложением «Покажи!», но забесплатно. Мне это неинтересно, да и конструкция моего Стирлинга заметно отличается от чаяний глубоководных подводников. Надо сказать, что я тоже много времени провел в размышлении над данной проблемой (абсолютно в инициативном порядке, как и в остальных случаях!), но так и не смог выработать «красивого» решения, что может говорить о  «тупиковом техническом пределе». А это значит, что нужно сменить парадигму и направление приложения усилий.

   Смысл сказанного поясню ниже: вместо наращивания источников энергии - сократить «аппетиты» её потребителей! В идеале мы снова придем к моему «Бегемотику»: безэкипажному, с использованием глайдерного планирования для медленного преодоления пути к району дежурства и обратно, с минимумом приборов (даже ресурсы ЭВМ задействуются из возимого оружия), максимальное применение пассивных средств наблюдения и освещения обстановки, и т.д. Да, дизель-генератор остается для периодической подзарядки АКБ, но снабжать его из возимых емкостей с кислородом — это дорогое удовольствие, пусть уж лучше шнорхель (особенный — у меня всё так).

   Вы должны понять одну вещь: конструкторы, военные, политики и маркетологи лукавят, отказываясь от атмосферного воздуха и называя свои разработки ВНЭУ — они КЗЭУ: кислородозависимые энергетические установки! И этот кислород ПЛ приходится таскать с собой, подвергая опасности сам носитель, а также накладывая громадный пресс проблем на эксплуатационную береговую службу. Как и чистый водород, который в ряде агрегатов замещают дизельным либо другим углеводородным топливом — для безопасности и удешевления. И кислородные «заправки» не разбросаны по просторам океанов, в отличие от простого воздуха, который можно добыть практически повсюду...

   Поэтому я и пропагандирую смещение акцента на максимальную роботизацию даже экипажных ДЭПЛ, чтобы ею могли управлять, например, 12 человек вместо 30 (по 4 на три 8-мичасовых вахты). Плюс уменьшение размеров самой ПЛ (для снижения мощности движительной установки) до 30-40м с укорачиванием рубки-горба; переход на однозарядные торпедные аппараты/ПУ (которые перезаряжаются лишь на базе): 12 наклонных труб 6+6 по бортам (3х2); минимизация электропотребителей и их мощности. В общем, если выделить свойство «автономности», как один из главнейших пунктов ТЗ (а не обязательного наличия на ПЛ ВНЭУ!!!), то оказывается, что «к вершине горы можно прийти и по другому — пологому склону»! Но отказаться от фетиша ВНЭУ могут лишь специалисты, а не никогда-нивчем-неразбирающиеся политики и диваноиды-обыватели...

   Вот если бы индусы или кто другой, вознамерились действительно создавать подводный флот на современных принципах с учетом тактики будущих сражений, то концепцию такой НАПЛ я мог бы с ними досконально проработать (часть положений дана вверху). Причем, как и в воздухе и на земле/воде, одна экипажная мини-ПЛ будет окружена стаей «ведомых» роботизированных «Бегемотиков», которые не только усилят массовость удара по противнику имеющимся оружием, но и станут заменой ненужным (и зачастую бесполезным) системам противоторпедной защиты (над чьей ущербностью горько сокрушаются отдельные квазимоды). Конформные ГА-датчики на поверхности мини-ПЛ и мини-РПЛ будут объединены в сетецентрический ГАК, который позволит и без ГПБА обеспечивать улавливание и обработку гидроакустических шумов на большой площади. Не забываем при этом и о вездесущих помощниках данных средств, всевозможных глайдерах, АНПА, «Мотылях» и РПБК — обеспечением навигации и освещением обстановки «москиты» будут заниматься совместно.

   Все прекрасно знают, что я стойкий противник «синей изоленты», т.е. абсолютный поборник ИИ и управляемых им роботизированных систем. Но мировоззрение деньгапридержащих очень сложно изменить в одночастье — вот я нехотя и снисхожу до убогих (в моем понимании, но недостижимых для «заслуженных КБ и академиков») переходных конструкций, где человеку уготована роль лишь в «нарезке оленины для собаки». Если уж лучшая в мире мини-РПЛ пока так и не нашла своей «родоначальной» прописки, то может хоть нашпигованная «кожаными мешками» мини-ДЭПЛ с высокой автономностью и пока обойденными вниманием утонченными техническими решениями (естественно, для пущей боеготовности и неотвратимости возмездия) будет «удочерена» вместе с другими «роботизированными сиротками» щедрой государственной формацией? Желающей процветать на этой планете еще хотя бы пару столетий...

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded