Aviagr (aviagr) wrote,
Aviagr
aviagr

Category:

ПуВРД для "Сколопендры"

Выбор двигателя для массовой ракеты очень сложен. Пока превалирующее большинство их оснащено реактивными двигателями на твердотопливных (РДТТ) шашках. Да, технологии достаточно хорошо отработаны, конструкции тоже. Однако и немало недостатков, среди которых основными являются возможность растрескивания шашек от ударов и старения (времени хранения), а так же большое удельное соотношение топлива к массе ракеты.
  Соизмеримыми по стоимости РДТТ являются пульсирующие воздушно-реактивные двигатели (ПуВРД), которые тоже известны достаточно давно и с успехом использовались во 2МВ. И сейчас они служат в мишенях ПВО, завоевав эту нишу своей неприхотливостью и некоторой многоразовостью. За более чем столетнюю историю ПуВРД были опробованы различные конструкции и варианты компоновок, накоплен большой научно-технический материал по газодинамическим эффектам в данном двигателе. Однако, на мой взгляд, есть еще несколько способов оптимизации его термодинамического цикла.
  Для боевых ракет одной из важнейших характеристик до недавнего времени считалось подлетное время к цели. Отчасти это справедливо, однако опыт последних конфликтов примечателен видеосъемками поражения бронетехники в основном стационарной либо двигающейся не более 40 км/ч. То есть скорость противотанковой ракеты (ПТУР), в отличие от ПВО, не является критическим параметром для тактики их применения. Вот начало оснащения танков системами активной защиты - более тревожный звоночек. Несомненно, увеличивая скорость ПТУРС можно попытаться "проскочить" защиту КАЗ, но и здесь немало проблем. Ведь по утверждениями разработчиков КАЗ им уже по силам борьба с подкалиберными снарядами, а для повышения скорости ПТУРС необходимо будет увеличивать его массу, что резко снижает мобильность и количество боеприпасов для противотанкистов. И другой момент: использование оптикоэлектронных помех (ОЭБ), включая дымовые и аэрозольные облака - большая скорость ведет к росту инерционности и перегрузок для коррекции траектории. Переусложнение систем наведения и управления (как и их удорожание) является экстенсивным путем развития со снижением общей надежности системы.
  И вот здесь может сыграть роль смены парадигмы и тактики борьбы с бронетехникой, когда основным способом прилета к цели будет вертикальная полусфера, т.е. ПТУРС будет сначала взбираться на высоту, а затем уже оттуда падать на свою жертву.
  Сразу попытаюсь ответить оппонентам на ряд возражений. Несомненно, взлет ракеты будет более заметен, чем ее настильный полет вдоль земли... если группу бронетехники не будут сопровождать уже не являющиеся дефицитом сетецентрические БПЛА, которые определят и старт, и место запуска любой из рассматриваемых "участниц". То есть системы КАЗ и ОЭБ технологически развитого противника будут готовы всегда к отражению атаки. Второе: взлетающие ввысь ракеты легче сбить снарядами с управляемым подрывом и лазерами - здесь почти все верно, если наша ракета не будет совершать маневры анти-ПВО и анти-ОЭБ, то есть системы защиты противника до последнего могут и не знать, на какой именно объект летит наша ракета (да и сама она может быть перенацелена уже в полете). Таким образом, стрельба шрапнельными снарядами по ней усложняется многократно, постановка дымов/аэрозолей будет избыточна (излишний расход - быстрое его окончание) и затруднит наведение собственного оружия противнику. И третье: увеличение подлетного времени = изменение положения движущейся цели компенсируется большей проекцией и меньшей ее защищенностью сверху.
  Немаловажным будет и площадь разлета осколков в случае все-таки уничтожения подлетевшего ПТУР сверху: в отличие от опять же множественных видеокадров уничтожения КАЗ горизонтально летящих снарядов, где весь "пыл" ракеты уходит в "пыль", т.е. землю, в нашем случае практически все осколочное облако накроет цель вместе с элементами КАЗ и другой плохозащищенной навесной аппаратурой. Это означает, что следующим ПТУРС может повезти больше "на охоте".
  В результате данного мозгового штурма мы приходим к барражирующему боеприпасу с небольшим временем своего зависания при полете на 5...7км - в пределах дальности оптики целеуказания; маневрирующего при движении к цели вплоть до захода сзади (все программируется), падение почти вертикально в точку с координатами глобальных систем координат (Глонасс, Байду, GPS) либо локальных, создаваемых минимум двумя аппаратами типа "Соболятника" либо самонаведение на последнем участке траектории; с толстостенным стальным/чугунным корпусом в 10-15мм (против КАЗ и шрапнели), с упрощенной кумулятивной воронкой (танки - редкая добыча, есть еще БМП, БТР, арта, РСЗО, минометы, пулеметные точки, РЛС, ПВО, вертолеты, БПЛА и прочее - где важнее осколочно-фугасное воздействие); с большим сроком хранения, стойкого к падениям и ударам; с повышенной мобильностью, массовостью и сетецентричностью.
  Всеми этими качествами обладает ракета "Сколопендра" на ПуВРД с гибким крылом в качестве несущего элемента и носителя в виде ракетного блока на многофункциональной тележке "КОКОН". То есть, в отличие от ракет РСЗО 80мм (и более) ее не нужно дополнительно заряжать в пусковые установки - они в них заложены изначально. И нахождение рядом с ними в момент запуска оператора - моветон. Система целеопределения, наводки и старта может быть полностью автоматизирована.
  ПуВРД выбран, как уже говорилось, для увеличения дальности, надежности и ввиду значительной массы боеголовки с толстостенным стальным корпусом - эта совокупность перевешивает имеющиеся у него недостатки. Но и тут я не стал ограничиваться новомодными U-образными конструкциями, а разработал собственную - "устаревшего" мембранного типа. Ряд усовершенствований, надеюсь, помогут повысить его КПД и функционал.
И вот эта ракета "Сколопендра" может стать единственной в арсенале любой страны для защиты от сухопутных войск технологически развитого противника вместо зоопарков РПГ-7 и прочих "бармалейских" штучек пушечного мяса. И на морских просторах ей уготована не последняя роль...

Tags: КОКОН, армия, гибкое крыло, изобретения, наукаитехника, оружие, патент
Subscribe

  • Морская "Стрекоза"

    Возникла идея достаточно сложной двухсредной машины. Ее можно было бы идентифицировать как гидро-БПЛА, но я хотел бы придать ей недостижимую для…

  • БПЛА-ДРЛО

    Моделька от "Кронштадта" Информационная осведомленность в современных войнах имеет главенствующий приоритет. А…

  • Профилактика обводнения горизонтальных скважин

    У меня множество изобретений в нефтегазовой отрасли. В 2011-12гг успел поработать в Роснефти как раз в отделе по разработке и внедрению…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments