aviagr

Categories:

По волнам, по морям. Нынче здесь, завтра - там

AutoNaut is an Unmanned Surface Vessel (USV) propelled by the motion of the waves
AutoNaut is an Unmanned Surface Vessel (USV) propelled by the motion of the waves
Безэкипажное судно с передвижением за счет энергии волн
Безэкипажное судно с передвижением за счет энергии волн

    На прошедшей конференции MarineRobotics2019 студент из Мьянмы Зин Мин Хтет (с научным руководителем СПбГМТУ К.В. Рождественским) представлял математическую модель надводного роботизированного средства с энергосберегающими крыльевыми элементами. Подобные аппараты пытается продвинуть на рынок фирма AutoNaut.

   Сама по себе идея чрезвычайно интересная, чего уж скромничать — у меня несколько устройств тоже будут использовать данный принцип. Не вдаваясь в анализ математических выкладок и причин выбора для расчета в качестве примера для доклада крупногабаритного судна, хочется сделать несколько замечаний по конструкции роботизированного челнока. На представленных в докладе теоретических графиках явно видны следы резонансного максимума, который в случае отсутствия других видов движителей, кроме «экологичных» крыльев, будет близок к периоду встречи гребня волны данным суденышком. То есть, величина скорости будет жестко ограничена самим используемым принципом передвижения, в отличие от того же парусного снаряжения с аэродинамическими профилями. 

Сравнение продольной качки судна с крыльями и без, т.е. как успокоительной системы
Сравнение продольной качки судна с крыльями и без, т.е. как успокоительной системы

   Даже вечно преувеличивающие англичане на своем сайте приводят вполне реалистичные цифры в 1..3 узла в зависимости от погодных условий и геометрических соотношений волн и длины кораблика. Это быстрее глайдера, но все же недостаточно для реального применения для широкого круга задач, наподобие моего роботизированного парусного катамарана.

   Но как и с другими техническими изделиями, можно не пытаться «выжимать» недостижимые характеристики, а лучше приглядеться к наличествующим достоинствам с целью развития их для практического использования. Таким «клоком шерсти» в рассматриваемом способе движения является высокая удельная тяга (как упор для винта). Осталось только найти варианты ее увеличения до приемлемых величин, чтобы сотворить своеобразного «морского мула» — тихоходного, безотказного, дешевого — для буксировки полезной нагрузки, не требующей срочности ее доставки в точку назначения.

   Такой ПН могут быть всевозможные тралы для сбора морского мусора, включая чужеродные АНПА и ПЛ, хотя никто не запрещает и рыбную ловлю. Еще одной пристяжной «таскалкой» может быть погружной магнитометр и «анодный» определитель металлических предметов (даже немагнитных), либо донные «кошки-зацепы» для вытравливания оптоволоконных кабелей чужих СОПО и СОСУСов. — Уже набирается неплохой арсенал приспособлений для обеспечения окупаемости производства большой серии данных аппаратов: я всегда рассматриваю проектируемые изделия только через призму их экономической востребованности.

   Что же нужно для успешного внедрения нового способа движения (с помощью подводных крыльев) — естественно, наделение его моими уникальными изобретениями, которые пока отсутствуют как в чопорном английском предке, так и в абстрактной разработке «корабелки». Совместное патентование на льготных условиях поможет скорейшему выходу «волновых прыгунов» на морские просторы: как всегда, приглашаются заинтересованные партнеры.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded