aviagr

Category:

Москитное космическое оружие

   Времена напряженные в мире, вскоре состоится давно обещанная милитаризация космоса, хотя скрытая она уже и сейчас вовсю идет. Надо быть готовым к этому, но не как всегда — в роли догоняющих, а лучше возглавить этот процесс, хотя бы с технологической позиции.

   К сожалению, все деньги в стране даже в «жирные» нефтяные годы ушли на «парки аттракционов Рогозина», т.е. всевозможные «батуты». Все новинки космической отрасли застряли в стадии полуначатых проектов: и бросить жалко, и довести до ума — средств не хватает. Особый негативный отпечаток накладывает абсолютная стандартность решений, которые вряд ли смогут вскоре конкурировать с многоразовыми системами запуска или новомодным, но старозаветным, «воздушным стартом». Часть рынка могут «отъесть» высотные аэростаты с дирижаблями и электроприводые самолеты на солнечных батареях.

   Еще в студенческие годы мы разбирали экономическую эффективность запусков непилотируемых искусственных спутников Земли, где воздушный старт выводящей полезную нагрузку на орбиту ракеты был самым выгодным. Этому особенно способствует непрерывная миниатюризация электроники (снижение массы спутника и его габаритов). Затем шел водный старт ракеты из капсулы на экваторе с предварительным ее разгоном в этой капсуле как пули или снаряда (требуется достаточная длина, точнее, высота данной капсулы — пускового контейнера). Чуть дороже оказывался старт многоразовых ракет с морской платформы с того же экватора (И.Маск движется в нужном направлении). Наземные запуски самые дорогие, но более надежные в плане пилотируемых полетов. И до разработки функционирующей «гравицапы» эта очередность вряд ли изменится.

   Поэтому для насыщения ближайшего космоса москитными устройствами любого назначения за минимальную стоимость требуется создать бюджетно-ценовой «воздушный старт» и проводить его с экватора. Страны Латинской Америки имеют все шансы вернуть себе былое (согласно геоглифов плато Наска) космическое величие, а Эквадор — в передовиках этого движения.

   Чтобы удешевить стоимость вывода пресловутого «килограмма» на орбиту, нужно отказаться от строительства дорогостоящего аэродрома, заменив его водной гладью, т.е. морем. Конструкция самолета, точнее, гидроплана с крылом большого удлинения тоже может быть максимально упрощена с использованием моих ноу-хау в младшем брате этого монстра — «Утконосе», т.е. выполнить крыло и ряд элементов корпусов-поплавков экструзией пластиков. Будут предприняты и другие методы экономии, типа заказа авиадвигателей в странах без чопорных амбиций, например — Украине.

   Таким образом, планер-носитель для запуска ракет возле побережья Эквадора или Венесуэлы может быть создан весьма недорого с аналогичным необременяющим хранением и эксплуатацией. Далее идет ракета для вывода мини-спутников на предварительную околоземную орбиту. Здесь уже возможны варианты, которые частично и рассмотрим.

   Первый и самый простой: ракета на твердом топливе, возможно двухступенчатая. У NASA уже есть подобный образец — Pegasus, но пока стоимость его удручает даже самих американцев. Возможно отечественным конструкторам удастся путем конверсии какой-либо ракеты ПВО подвергнуть эту сумму «обрезанию» или вовсе — «четвертованию». Я уверен — это более рациональное приложение сил отечественного ВПК, чем штамповка кастрюль или сковородок (если, конечно, мы не готовимся к очередной «цветастой» революции).

   Второй вариант тоже напрямую связан с конверсией, но уже гиперзвуковой ракеты (допуская ее существование в реальности). Тогда на основе ее гиперзвукового прямоточного двигателя можно создать летательный аппарат типа «Бурана». После подъема его нашим гидропланом на высоту порядка 10км и отстыковки, «ГиперБуран» будет предварительно разогнан до нужной скорости твердотопливным ускорителем (его многоразовость сомнительна), а затем, набрав в разряженной атмосфере свою максимальную скорость, выйти в ближний космос по инерции. Там в апогее траектории (при нулевой вертикальной скорости) «выкуклить» из себя спутник с разгонным блоком, который уже и доставит полезную нагрузку на нужную орбиту с необходимой первой космической скоростью. А «ГиперБуран» обратным импульсом от выталкивания спутника устремится к Земле, совершая автоматическую посадку на твердую взлетную полосу, как его советский «дедушка».

   Надежность второй схемы вывода «хромает» из-за усложнения и многоэлементности получающегося комплекса, но имеет право на жизнь хотя бы в качестве сравнительной второй стороны «одной медали». Комбинированный вариант вероятно будет самым оптимальным, когда одноразовый гиперзвуковой блок будет сначала разгоняться ракетным двигателем на твердом топливе, затем переходить на прямоточный (используя сопло предыдущего), а после отделения спутника — сгорать в атмосфере (либо затапливаться в море).

   Количество запусков будет зависеть лишь от времени хорошей погоды возле «космодрома», наличия разгонных блоков и потребителей услуг. Если стоимость будет хотя бы на 20% ниже, чем у индийцев и Маска при высоком проценте успешности вывода спутников — успех будет обеспечен! Не стоит забывать и о «попутной» конверсии: гидроплан-носитель в несколько измененном виде (с меньшими габаритами и экономичными пропеллерными движителями) может сам использоваться в качестве ретранслятора сотовой связи и интернета; замены спутников по мониторингу земной поверхности, лесов, сельхозугодий; охране морской экономической зоны и границ; участвовать в противолодочных и спасательных операциях; быть передовым рубежом системы предупреждения о нападении и многим другим. Для повышения длительности его полета могут использоваться как солнечные батареи, так и пока не внедренные способы повышения топливной экономичности поршневых двигателей (которыми будут вращаться пропеллеры), не забывая о восходящих воздушных потоках для планирования и прочих приемов аэродинамики.

   Итак, у «Утконоса» назревает пополнение соратников, вплоть до космических «таксистов». И пусть они маячат где-то в отдаленной перспективе, даже тех околоземных забот, которые помогут решить «средние» братья — уже достаточно, чтобы обратить пристальное внимание на данный вид летательных аппаратов вместо вычурных экранопланов спорной необходимости.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded